Аристотель (384-322) подверг критике своего учителя – Платона. Аристотель мыслитель-энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знания. Кроме философии, Аристотель обессмертил свое имя, создав логику в целой системе логических трактатов, названных “Органон” (Орудие). Известны его работы в областях естественных наук, биологии, психологии, этике, эстетике, теории ораторского искусства (риторика), теории поэзии и театра, политические трактаты.
Аристотель впервые произвел разделение наук:
- Теоретические
а. Метафизика – изучает первопричины всех вещей;
б. Физика – состояние тел и определенные “материи”;
в. Математика – абстрактные свойства реальных вещей.
- Практические
а. Этика – наука о норме поведения людей;
б. Экономика;
в. Политика.
- Творческие
а. Поэтика – теория стихосложения;
б. Риторика – теория ораторского искусства и искусства ремесла.
Аристотель также развил учение о причинности и выделил среди них основные 4:
- Материальные – то, из чего состоят вещи, их субстрат;
- Формальные – в которой форма проявляет себя;
- Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергия;
- Целевые – отвечающие на вопрос “Почему ?” и “Для чего ?”.
Между чувственно постижимой первой материей и реально существующим миром, по Аристотелю, существует промежуточная степень в виде 4-х элементов: огня, воды, воздуха и земли. Все вещи есть результат взаимодействия всех 3-х элементов. Но сама комбинация есть результат активности некой формы, которая из потенциального бытия – первой материи, и 4-х элементов образует действительное или реальное бытие. То есть действительное бытие по Аристотелю – единство материи и формы. Указав, что движение вечно, Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все в движение – перводвигатель, который сам является энергией и не обладает материей, и сам недвижим. Бог, по Аристотелю, есть целевая причина всему, есть чистая форма, без материи.
Основным в социальных взглядах Аристотеля была характеристика человека, как общественного существа, естественной сущностью которого является его жизнь в государстве. Государство Аристотель понимает как развитое сообщество общин, прообразом которых является семья. Он был защитником рабства, идеологом полиса.
|